История

История и значимые события автодорожной отрасли Казахстана

1920-1930

Дорожное хозяйство на территории Казахстана, будучи разваленным в годы гражданской войны, стало возрождаться с 1920 года. В наследство от прошлого осталось всего 127 км дорог с твердым покрытием. На дорожных участках использовался исключительно ручной труд.

1940

Единичные экземпляры дорожных механизмов и машин впервые появились в Казахстане во второй половине двадцатых годов. Это была маломощная техника: колесные тракторы, прицепные катки и грейдеры. В годы Великой Отечетвенной войны казахстанцы своим трудом помогали ковать победу над фашистским агрессором. В тяжелый 1943 год ими построена автомобильная дорога Агадырь-Акчатау, по которой вывозилась полиметаллическая руда, необходимая для оборонной промышленности.

1950

В годы первых пятилеток в бывшем Союзе начала интенсивно развиваться машиностроительная промышленность. Строители дорог ежегодно получали все больше и больше дорожной техники. В послевоенные годы она стала более совершенной и производительной. Расширялся ее ассортимент. По динамике технического оснащения дорожного хозяйства Казахстана можно проследить экономическое положение страны.

1960

В период освоения целинных и залежных земель дорожники Казахстана перешли от устройства отдельных дорог к массовому строительству. Плодом их труда за 70 лет являются 80 000 км дорог с твердым покрытием, в том числе 52 000 км с асфальтобетонным и черным покрытием, более 5000 мостов, 43 000 водопропускных труб, жилые и общественно-административные здания, украсившие улицы многих городов и поселков республики.

1970

Дорожниками создана собственная промышленность дорожно-строительных материалов, заводы по ремонту дорожной техники. Сеть автомобильных дорог с твердым покрытием связала все областные и районные центры и подавляющее число населенных пунктов в сельской местности. 

1980-1990

Дорожниками Казахстана построены уникальные сооружения: стадион, спорткомплекс Медео, дворец Республики в Алмате, аэровокзалы и взлетно-посадочные площадки во многих областных центрах.

2012

Вопрос необходимости реформирования автодорожной отрасли принят в мае 2012 года на заседании Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан. 18 мая 2012 года Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан приняла решение о необходимости реформирования автодорожной отрасли. 2 июля 2013 года № 112-V принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования автодорожной отрасли».

Акционерное общество «ҚазАвтоЖол» со стопроцентным участием государства в уставном капитале создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 79 от 1 февраля 2013 года путем реорганизации дочернего государственного предприятия «Казахавтодор-Кокшетау» Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахавтодор» Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 30 июля 2013 года №744 «О Национальном операторе по управлению автомобильными дорогами» (далее - Национальный оператор) Общество определено Национальным оператором по управлению автомобильными дорогами и в последующем присвоен статус Национальной компании (утверждено постановлением Правительства РК от 21 августа 2013 год № 822).

В результате совершенствования системы государственного управления, озвученного в Послании Президента РК народу Казахстана, упразднены территориальные органы Комитета автомобильных дорог, на базе которых с 1 сентября 2013 года созданы областные филиалы АО «НК «ҚазАвтоЖол».
В компетенцию Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК входят вопросы стратегического планирования, формирования и ведения политики развития отрасли, науки, а также нормативное обеспечение и соответствующий государственный контроль. 

К полномочиям Национального оператора отнесены вопросы: 

1. реализации бюджетных инвестиционных проектов по развитию сети автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения на основании государственного задания; 

2. организации строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в рамках выполнения государственного задания; 

3. контроля за ходом и качеством строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения в рамках организации исполнения государственного задания; 

4. введения платности на автомобильных дорогах (участках) и т.д. Национальным оператором по управлению автомобильными дорогами обслуживается 23 680 км республиканской сети автомобильных дорог, из которых в доверительное управление филиалу «Дирекция платных автомобильных дорог» передан участок «Астана–Щучинск» протяженностью 211 км автомобильной дороги республиканского значения «Астана–Петропавловск», функционирующий на основе платности. 

2015

В целях создания благоприятного инвестиционного климата 27 октября 2015 года Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок». В соответствии с Законом «КазАвтоЖол» объявлен единым оператором по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в Казахстане и наделен новыми полномочиями.

В ходе ежегодного Общенационального моста «Новая индустриализация Казахстана: II пятилетка. Индустриализация и экономический рост» Глава Государства дал старт реконструкции автомобильной дороги «Орал – Таскала – Саратов». Отчет Правительства РК по индустриально-инновационному развитию и по программе «Нурлы жол» Главе Государства были представлены работы, проводимые на 4 проектах реконструкции автомобильных дорог в рамках «Нурлы жол».  

Июнь 2015.  Международный автопробег по странам Центральной Азии – южной ветви Великого Шелкового пути. Организаторами его стали Межправительственный совет дорожников стран СНГ и АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» при поддержке Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Министерства транспорта Республики Таджикистан.

По ходу следования маршрута участники провели мониторинг данного транспортного коридора не только в плане состояния дорожного полотна, но и на наличие административных барьеров в международных автоперевозках, изучили дорожные условия и узкие места на международном автомобильном маршруте, а также состояние вспомогательной инфраструктуры, включая автомобильные пограничные пункты пропуска на границе сопредельных государств стран-членов СНГ. Также был проведен ряд встреч с руководством транспортных и дорожных ведомств Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана на старте, финише и по пути следования автокаравана для обсуждения актуальных проблем автодорожной отрасли, в том числе вопросов, касающихся состояния и развития международных автомобильных дорог СНГ. 

2016

Декабрь 2016. Открытие крупнейшего в Центральной Азии мостового перехода через реку Иртыш в Павлодарской области. В мероприятии приняли участие аким области Болат Бакауов, Министр энергетики РК Канат Бозумбаев, а также Председатель Правления АО «НК «КазАвтоЖол» Ермек Кизатов и Председатель Комитета автомобильных дорог МИР РК Мереке Пшембаев. Конструкция моста успешно прошла все необходимые испытания, его пропускная способность — 10 тысяч автомобилей в сутки. На мосту установлены многочисленные датчики, посылающие сигналы на центральный компьютер для постоянного контроля за его состоянием. Здесь также будет работать современная система видеонаблюдения. На весь проект, реализованный в рамках государственной программы "Нұрлы жол", потрачено 53,8 миллиарда тенге."Мостовой переход через Иртыш общей протяженностью 12,3 километра, из них 426 метров — это арочный мост. Он построен по швейцарской технологии, которая применена в Казахстане впервые. При строительстве моста использовано 13,5 тонны металлоконструкций, 140 тысяч кубических метров бетона, также было привлечено 700 единиц техники, 1800 рабочих, в возведении принимали участие 100 предприятий области.

Октябрь 2016. «КазАвтоЖол» и ГК «Автодор» (РФ) подписали меморандум о сотрудничестве. Стороны намерены сотрудничать по таким направлениям, как проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог. Также планируется осуществлять взаимодействие по внедрению и использованию научно-технических разработок и интеллектуальных транспортных систем в сфере автодорог, вопросам совместной реализации крупных региональных инвестиционных проектов. Вместе с тем, в рамках Форума также подписан Меморандум между АО «НК «КазАвтоЖол» и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Представители компаний договорились изучить вопрос использования уже установленных на транзитном автотранспорте устройств системы взимания платы «Платон» на территории Республики Казахстан для повышения удобств перевозчиков и беспрепятственного прохождения границ.

2017

Май 2017. Компания «КазАвтоЖол» подписала двустороннее соглашение в рамках Форума "Один пояс, один путь". Кредитное соглашение подписано между АО «НК «КазАвтоЖол» и China Exim Bank по проектам реконструкции автомобильных дорог республиканского значения Калбатау-Майкапшагай (415 км.) и Мерке-Бурылбайтал (273 км.). Данные участки автомобильных дорог имеют значимость в реализации транзитного потенциала Казахстана в рамках международной инициативы «Новый Шелковый Путь».
Двустороннее соглашение было подписано в рамках работы Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» который завершился сегодня в Пекине. В мероприятии участвовала делегация из Казахстана во главе с Президентом Республики Нурсултаном Назарбаевым.
В рамках форума был организован Диалог высокого уровня для обмена мнениями и сотрудничества между правительствами, промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. На форум были приглашены главы государств и правительств более 20 стран. Проведение Форума нацелено на вопросы координации политик, инфраструктурного развития, продвижения торговли, финансовой интеграции и связей между народами. Сообщается, что по итогам форума главы государств и правительств примут Совместное пресс-коммюнике. Документ содержал вопросы долгосрочного международного сотрудничества в сферах инфраструктуры, торговли, финансовой интеграции, а также затронул вопросы поощрения обмена между людьми, необходимые для облегчения взаимных визитов между странами. 

Ноябрь 2017. АО «НК «КазАвтоЖол» и АО «НК «Kazakh Tourism» договорились о сотрудничестве по развитию придорожного сервиса в Республике Казахстан. Меморандум предполагает сотрудничество сторон по реализации проектов по строительству и эксплуатации новых и имеющихся объектов придорожного сервиса, а также реконструкции действующих объектов. Кроме того, меморандум направлен на распространение лучших практик поддержки предпринимательства в сфере придорожного сервиса и улучшение предпринимательского климата в целом.

2018

Май 2018 г. АО «НК «ҚазАвтоЖол» запускает пилотный проект по внедрению технологии RFID-меток на транспортных средствах. RFID-метками являются радиочастотные устройства, имеющие свой уникальный номер, которые способны идентифицировать и автоматически считывать данные транспортного средства. На основании данных RFID-метки происходит управление шлагбаумами, воротами или другими барьерами. При обнаружении идентификационного кода RFID – наклейки на лобовом стекле транспортного средства, система идентифицирует автомобиль и позволяет безостановочно одолевать пункты взимания платы на платных участках автодорог.

Август 2018. АО «НК «ҚазАвтоЖол» запустил мобильное приложение «Kazway» для поиска пунктов придорожного сервиса на республиканских автодорогах Казахстана. Приложение уже доступно на IOS. С его помощью пользователь может найти в оффлайн режиме пункты придорожного сервиса в любой точке Казахстана. В мобильном приложении Kazway доступны данные по 1800 пунктам придорожного сервиса по таким категориям как АЗС, мотель, санузел, пункт питания, розничная торговля, СТО, мойка, медицинская помощь, стоянка, охраняемая стоянка, место для пикника, эвакуатор. Каждая из этих категорий отображает место нахождения пункта и предлагает функцию «позвонить». Кроме того, в приложении доступна функция расчета расстояния между городами Казахстана.

ОФФЛАЙН МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Проведена инвентаризация объектов придорожного сервиса, перечня услуг, адресов и телефонов владельцев. Разработаны приложения для операционных система Android  и iOS.

ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА КАРТАХ

Информация об объектах придорожного сервиса обновлена на общедоступных картах TransPark, Яндекс Карты, Google Maps и Here Maps.

Август 2018. Ввод в эксплуатацию участок автодороги «Бейнеу - Акжигит – граница Республики Узбекистан». В рамках презентации мультимодального транспортного хаба - паромного комплекса порта Курык, в режиме телемоста Глава государства Нурсултан Назарбаев дал старт ввода в эксплуатацию участка автодороги «Бейнеу-Акжигит-граница Республики Узбекистан».

Декабрь 2018. В ходе общенационального телемоста Глава государства запустил движение на автодороге «Уральск - Таскала – гр.РФ»

2019

Январь 2019. На основании Приказов Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 декабря 2018 года № 902,903, 904 запуск системы взимания платы стартовал 26 января 2019 года на автодорогах «Астана - Темиртау» (134 км), «Алматы - Капшагай» (42 км), «Алматы-Хоргос» (295 км). Функционирование системы взимания платы на вводимых платных участках будет способствовать улучшению качества автодорог республиканского значения, снижению аварийности, совершенствованию логистических коридоров. Развитие транспортной инфраструктуры приведет к увеличению ВВП, обеспечит вложения средств в ремонт, реконструкцию и содержанию автодорог.